Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц

Мониторинг предприятий Ленинградского района

13.11.2020

Скачать буклект>>

Банк России, как и многие зарубежные центральные банки, проводит регулярные опросы предприятий нефинансового сектора для получения оперативной информации, дополняющей официальную статистику. Полученные данные используются для анализа и прогнозирования инфляции, анализа развития экономики России в целом и по регионам.

Информация о мониторинге предприятий, проводимом Банком России, размещена на официальном сайте Банка России по ссылке: http://www.cbr.ru/mp/

В настоящее время в опросах на добровольной основе участвуют около 12 тысяч предприятий.

В число респондентов входят как крупные и средние, так и малые предприятия, основных видов экономической деятельности (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли) во всех субъектах Российской Федерации.

Мы надеемся на продолжение нашего многолетнего взаимовыгодного сотрудничества, а также приглашаем предприятия, еще не присоединившиеся к мониторингу, стать его участниками.

Для этого о Вашем решении стать участником проекта достаточно сообщить в произвольной форме в территориальное учреждение Банка России в регионе, где функционирует предприятие, по электронной почте или телефону.

Почему надо участвовать?

Каждый участник мониторинга получает от Банка России аналитические обзоры, подготовленные на основе собранных в ходе опросов данных. Обзоры могут быть сформированы в любом интересующем предприятие разрезе (по России в целом или региону, по видам экономической деятельности, по группам предприятий в зависимости от величины активов или среднесписочной численности занятых) и будут полезны руководителям предприятий при принятии стратегических решений и оценке перспектив развития бизнеса.

Участники мониторинга — постоянные и желанные гости на проводимых Банком России рабочих встречах и круглых столах с представителями бизнес-сообщества по вопросам денежно-кредитной политики.

Результаты мониторинга помогают Банку России принимать взвешенные решения по денежно-кредитной политике, проводить анализ региональной неоднородности трансмиссионного механизма, а также немонетарных факторов инфляции на региональном и отраслевом уровнях. Опираясь на информационное взаимодействие с предприятиями, мы выстраиваем работу по разъяснению принятых решений.

Опросные анкеты

При составлении опросных анкет мы учитываем интересы наших респондентов, стараясь минимизировать трудозатраты на заполнение. Как правило, анкета расположена на одном листе и содержит не более 15 вопросов, сгруппированных по тематическим блокам. Мы избегаем дублирования и используем только общепринятую терминологию в области экономики и финансов при формулировке вопросов.

Для заполнения предприятиям предлагаются три вида опросных анкет. При ответе на вопросы, как правило, необходимо выбрать один из предлагаемых вариантов (например, «увеличилось», «уменьшилось», «не изменилось»). Только в финансовой анкете содержится ряд данных из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Конъюнктурная анкета

Конъюнктурная анкета собирается на ежемесячной основе и содержит вопросы, позволяющие оценить текущее и ожидаемое изменение деловой активности предприятий, факторы, влияющие на деловую активность, ценовые ожидания предприятий и причины их изменения.

Как правило вопросы конъюнктурных анкет носят альтернативный характер, т.е. по каждому из них предусматривается несколько взаимоисключающих вариантов ответов (например, вариантами ответов на вопрос об изменении экономической конъюнктуры в отрасли являются: улучшилась, не изменилась, ухудшилась, не знаю, нет ответа).

Мобильный блок: один раз в квартал в анкету будут дополнительно включаться несколько вопросов, характеризующих инвестиционную активность предприятий (например, уровень использования производственных мощностей, изменение инвестиционной активности и факторы ее ограничивающие). Эта информация характеризует изменения, происходящие в области инвестиционной деятельности предприятий, и не может быть получена на основе существующей статистической отчетности.

В зависимости от отраслевой принадлежности предприятию предлагается заполнить один из четырех видов конъюнктурной анкеты:

Для промышленных и сельскохозяйственных предприятий

Для предприятий строительства

Для предприятий торговли и общественного питания

Для предприятий, оказывающих услуги

 

Инвестиционная анкета

Инвестиционная анкета собирается на ежеквартальной основе и содержит вопросы, позволяющие оценить инвестиционный климат в регионе, используемые формы инвестиционных вложений, источники финансирования инвестиций и мотивы инвестиционной деятельности.

Агрегированная и накопленная информация по этим вопросам используется для формирования представления об инвестиционной стратегии предприятий и об используемых финансовых ресурсах для ее реализации.

 

Финансовая анкета

Финансовая анкета собирается на ежеквартальной основе и содержит ключевые показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В агрегированном виде эта информация позволяет оценить финансовое положение предприятий в опережающем официальную статистику режиме.

Предприятия, заполняющие финансовую анкету, дополнительно имеют возможность получать бланк отраслевого сопоставления, в котором ключевые финансовые показатели предприятия сравниваются со среднеотраслевыми значениями.

С января 2020 года в конъюнктурной анкете количество вопросов сокращено почти вдвое, что позволит снизить трудозатраты предприятий на ее заполнение. При этом в анкете остаются наиболее важные вопросы, в результате преемственность и «длинные» ряды данных будут сохранены.

В инвестиционной анкете также предусмотрены изменения. Вместо четырех раз в год она будет направляться предприятиям для заполнения только один раз в год. В ежегодной инвестиционной анкете останутся вопросы, ответы на которые не демонстрировали существенных изменений в течение года (источники, формы и мотивы инвестиций). Вопросы об изменении инвестиционной активности предприятий и уровне загрузки производственных мощностей (%) переносятся в мобильный блок, который будет включаться в конъюнктурную анкету только 4 раза в год.

Существует несколько способов заполнения анкеты:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде (заполнение шаблона анкеты в файле формата xlsx, направляемого по электронной почте).

В ближайшей перспективе для оптимизации процесса предполагается реализовать возможность заполнения и отправки анкет онлайн.

Подходы к обработке качественной информации

На основе полученной в ходе опросов информации рассчитывается баланс ответов как разница между долей ответов типа «больше» и долей ответов типа «меньше» в процентах к сумме долей точных ответов.

Балансы ответов могут изменяться в интервале от −100% до +100%; при этом положительные значения индексов получаются при превышении доли позитивных оценок над негативными и свидетельствуют (в общем случае) об улучшении ситуации, нулевые — при их совпадении (ситуация не изменилась) и отрицательные — при превышении доли негативных оценок над позитивными характеризуют ухудшение ситуации.

 


Возврат к списку