01:23 23.12.2024

Версия для слабовидящих

Порядок регистрации туристических групп

УТВЕРЖДЕНЫ

решением комиссии администрации Краснодарского края по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

от 15 июня 2017года № 809

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Порядок регистрации туристических групп.

1. ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации определяют порядок регистрации туристических групп, взаимодействия и координации деятельности органов повседневного управления на всех уровнях реагирования по вопросам организации и проведение мероприятий направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, происшествий и несчастных случаев при нахождении людей на туристических маршрутах.

Регистрация туристических групп, убывающих за пределы муниципального образования, осуществляется на основании Федерального закона № 132 от 24 ноября 1996 года «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и Закона Краснодарского края № 938-КЗ от 25 октября 2005 года "О туристской деятельности в Краснодарском крае".

С целью обеспечения безопасности туристов и оказания, в случае необходимости, своевременной квалифицированной помощи на территории Краснодарского края туристическим группам и отдельным туристам рекомендуется информировать спасательные формирования о своем маршруте. На территории Краснодарского края постановкой на учет туристических групп и отдельных туристов, контролем за прохождением маршрута с отслеживанием контрольных сроков и времени возвращения групп, а также ведением необходимой документации в интересах организации безопасности туристов осуществляют: органы повседневного управления муниципального образования (ЕДДС, ситуационные центры), а так же Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба «Кубань-СПАС» и ЮРПСО МЧС России.

Вместе с тем, группы маршрут которых проходит по территории одного муниципального образования, регистрируются в соответствующем ЕДДС или ГКУ «Кубань-СПАС», ЮРПСО МЧС России. Группы маршрут которых проходит по территории нескольких муниципальных образований, регистрируются в ЕДДС муниципального образования с которого начинается туристический маршрут.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Основные понятия, термины и определения

Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС.

Инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов.

Внутренний туризм в Краснодарском крае (далее - внутренний туризм) - путешествия в пределах Краснодарского края лиц, постоянно проживающих в Краснодарском крае.

Въездной туризм в Краснодарском крае (далее - въездной туризм) - путешествия в пределах Краснодарского края лиц, не проживающих постоянно на территории Краснодарского края.

Аграрный туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с сельскохозяйственным производством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий на территории Краснодарского края;

Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

Спортивный туризм - путешествия, походы, массовые спортивные мероприятия, туристско-спортивные туры, включающие элементы спорта, регулирующиеся Единой всероссийской спортивной классификацией и иными действующими нормативными правовыми актами (пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, авто-мото, спелео, парусный, конный, комбинированный).

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, информационные, интеллектуальные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Туристский маршрут - географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.

Объекты туристского показа - памятники культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства и другие), природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и приобретающие в связи с этим привлекательность для туристов (экскурсантов).

Экологический туризм - путешествия, ориентированные на углубленное ознакомление с природными ценностями территории Краснодарского края и создающие экономическую заинтересованность населения, проживающего на туристских территориях Краснодарского края, в сохранении природы.

Этнографический туризм - путешествия, осуществляемые в целях ознакомления с материальной и духовной культурой, особенностями быта, обрядов и обычаев этносов, проживающих на территории Краснодарского края.

Экскурсия - организованное субъектами туристской индустрии посещение экскурсантами туристских ресурсов Краснодарского края в познавательных целях на период не более 24 часов.

2.2. Виды туристических маршрутов:

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута (рис.1А).

После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

Радиальный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия (рис.1Б).

Кольцевой маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания (рис.1В).

Комбинированный маршрут – путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации (рис. 1Г).

Рис.1

Виды туристических маршрутов

3. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ

3.1. Обязанности инструктора-проводника (руководителя группы).

При обращении для постановки на учёт инструктор-проводник (руководитель группы) обязан ознакомиться:

с необходимой и достоверной информацией о потенциальной опасности на маршруте;

с имеющейся информацией о гидро и метеоусловиях, сложившихся в районе предполагаемого маршрута.

В соответствии с гидро и метеоусловиями, сложившимися в районе предполагаемого маршрута, потенциальными опасностями на маршруте, проконсультироваться о безопасном прохождении маршрута.

Регистрация туристической группы (поставка на учет) осуществляется не позднее, чем за 7 суток до выхода на маршрут, при этом туристической организацией (инструктором-проводником, руководителем группы) подается заявка в ЕДДС муниципальных образований, по которым проложен туристический маршрут.

В заявке указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество руководителя группы, его заместителя, их телефоны, место проживания по адресу, название, адрес, телефон организации;

дата начала и окончания туристического мероприятия, порядок связи с группой на маршруте;

маршрут движения с указанием начального, промежуточных и конечного пунктов, контрольные пункты на маршруте и предполагаемое время их прохождения, а так же маршрут аварийного выхода (приложение к заявке);

планируемое количество туристов, их гражданство, местожительство.

Совместно с руководителем группы заполняется «Сообщение о совершении туристского похода», определяются промежуточные контрольные пункты.

При удаленной регистрации (без представителя группы) с использованием электронного делопроизводства руководитель группы туристического маршрута обязан по контактным телефонам связаться с ЕДДС муниципального образования и предоставить полную информации о группе (используя электронную почту), составить «Сообщение о совершении туристского похода», а также уточнить информацию о регистрации.

Не позднее срока начала мероприятия в ЕДДС муниципального образования направляется сообщение, подтверждающее фактический выход группы на маршрут, а также указываются изменения состава участников, сроков проведения и/или другие данные.

При сходе с маршрута необходимо немедленно сообщить об этом в соответствующее подразделение, в котором группа встала на учет.

После выхода группы с маршрута, но не позднее контрольного срока, руководитель или специально назначенный руководителем участник группы обязан сообщить в подразделение проводящее регистрацию о выходе группы с маршрута и окончании мероприятия.

При возникновении бедствия на маршруте, чрезвычайного происшествия с группой, туристы обязаны принять меры по спасению пострадавших собственными силами и передать сообщение о происшествии в спасательное формирование по согласованным каналам связи.

Регистрация детских туристических групп дошкольных и образовательных учреждений, убывающих за пределы муниципального образования при перемещении к местам отдыха, во время отдыха и нахождении на маршруте требует особого внимания и контроля.

Старший группы дополнительно предоставляет следующую информацию:

- приказ организации отдыха за подписью директора и оригинальной печатью, в котором указывается ФИО ответственных лиц, количество детей, контактные телефоны и адреса организации, дата выхода и дата прибытия группы, вид транспорта для передвижения группы;

- паспорт, ответственного лица, указанного в приказе;

- список детей, с домашними адресами, прошедшими инструктаж;

- заключение врача о состоянии здоровья детей.

Для групп Тур - индустрии руководитель должен иметь удостоверение инструктора проводника и пройти стажировку на данном маршруте, по которому направляется туристская группа.

2.2. Обязанности туриста.

Во время совершения путешествия турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать во время путешествия правила пожарной и личной безопасности.

2.3. Права туриста.

При подготовке к путешествию и во время его совершения, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах на месте временного пребывания, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

обеспечение в соответствии с Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи;

получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр;

информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

2.3. Имущество и оборудование.

Участники похода (спортивного, туристического маршрута) в обязательном порядке должны иметь при себе следующее имущество и оборудование:

1) Сотовый телефон – 1 шт;

2) Прибор GPS для определения координат на местности – 1 шт;

3) Внешний источник питания для телефона – 2 шт;

4) Динамо-фонарь работающий без батареек – 1шт;

5) Аптечка для оказания первой доврачебной помощи – 1 шт;

6) Страховой полис (при желании могут быть застрахованы от несчастных случаев), иметь полис обязательного медицинского страхования на каждого члена группы туристического похода.

2.4. Порядок постановки на учет (снятия с учета) в ЕДДС муниципального образования:

а) не позднее, чем за 7 дней до выхода на маршрут, на имя начальника ЕДДС муниципального образования подается заявка о проводимом туристском мероприятии (туре).

В заявке проверяется:

название, адрес, телефон организации, дата начала и окончания туристического мероприятия;

порядок связи с группой на маршруте;

маршрут движения с указанием начального, промежуточных и конечного пунктов, контрольные пункты на маршруте и предполагаемое время их прохождения (приложение к заявке);

маршрут аварийного выхода (приложение к заявке);

планируемое количество туристов, их гражданство, местожительство;

фамилия, имя, отчество руководителя группы, его заместителя, их телефоны, место проживания по адресу (приложение к заявке).

Совместно с руководителем группы заполняется «Сообщение о совершении туристского похода», определяются промежуточные контрольные пункты. Выдается памятка по безопасности туристов при нахождении на туристическом маршруте (приложение).

б) полученная информация вносится в журнал учета туристских групп;

в) проводиться информирование аварийно-спасательных формирований закрепленных за территорией по которой проходит маршрут следования туристической группы и направляются копии документов прилагаемые к заявке. Копии документов групп, маршрут которых проходит по территории нескольких муниципальных образований передаются в соответствующие ЕДДС муниципальных образований для постановки на контроль;

г) не позднее срока начала мероприятия уточняется наличие извещения подтверждающие выход группы на маршрут. В извещении также указываются сведения об изменении состава участников, маршрута и сроков проведения;

д) представляется доклад в вышестоящий орган повседневного управления о нахождении туристических групп на туристических маршрутах в предстоящие сутки оперативного дежурства (приложение);

е) непосредственно после выхода группы с маршрута, не позднее установленного в сообщении контрольного времени проводиться уточнение путем получения извещения об окончании тура, туристского мероприятия.

При получении сигнала бедствия или истечения контрольного срока возвращения туристов:

а) представить доклад в вышестоящий орган повседневного управления и провести оповещение должностных лиц.

а) организовать поисково-спасательные работы, исходя из возможностей поисково-спасательного формирования;

б) привлечь к участию в спасательных, транспортировочных работах необходимое количество спасателей, альпинистов, туристов, совершающих походы (восхождения) в данном районе, а также необходимый транспорт (в том числе и воздушный), дополнительные технические средства и снаряжение;

г) обеспечить общую координацию деятельности всех организаций по проведению поисково-спасательных работ и оказанию помощи туристам, терпящих бедствие, а так же организовать проведение необходимых послеаварийных мероприятий.

Рис.2

Схема регистрации и контроля

ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по КК»


ЕДДС

муниципального образования

ГКУ «Кубань-СПАС», ЮРПСО МЧС России

1.Регистрация (7 суток)

Туристическая группа

2.Убытие – «Сообщение»

3.Промежуточные КП – «Сообщение»

4.Снятие с контроля

«Сообщение»


4. БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТОВ

4.1. Обеспечение безопасности туристов.

Безопасность туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, а также ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

При организации спортивного туризма субъекты туристской индустрии уведомляют о сроках и маршруте тура орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по месту проведения тура.

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), на территории Краснодарского края.

4.2. Комплекс мер по обеспечению безопасности туристов, выполняемых субъектами туристской индустрии

Мерами по обеспечению безопасности туристов, выполняемыми субъектами туристской индустрии, являются:

1) предоставление туристам (экскурсантам) исчерпывающих сведений об особенностях тура, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться во время путешествия (экскурсии);

2) участие в категорировании туристских маршрутов;

3) разведка и оборудование туристских маршрутов;

4) материально-техническое и медицинское обеспечение туристов (экскурсантов) в процессе подготовки и проведения путешествия (экскурсии);

5) оказание помощи в организации и проведении аварийно-спасательных работ;

6) инструктаж туристов (экскурсантов) по приемам защиты от травматизма и несчастных случаев, оказанию первой медицинской помощи;

7) разработка памяток для туристов (экскурсантов) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

8) проверка и контроль физической, тактической, технической, специальной подготовки туристов (экскурсантов), организаторов путешествий, руководителей походов к путешествиям (экскурсиям), походам по туристским маршрутам, соревнованиям и другим туристским мероприятиям при организации спортивного туризма;

9) иные меры по обеспечению безопасности туристов, разрабатываемые самостоятельно.

4.3. Экстремальные ситуации.

В природной среде ситуация, при которой может возникнуть опасность для жизни человека, угроза его здоровью и психическому состоянию может сложиться как в силу стечения случайных обстоятельств, так и по собственной вине. Чтобы избежать опасности, необходимо соблюдать определенные правила поведения: беречь глаза от удара веткой, обходить поваленные деревья, не пытаться пересекать незнакомое болото, не заходить далеко в лес без навыков ориентирования, не обследовать пещеры.

Но бывают ситуации другого рода, которые возникают не по зависящим от нас причинам: потеря ориентирования в лесу (заблудился), отстал от группы на маршруте, встретил хищных животных, провалился в топкое болото, перевернулась лодка на водоеме.

В результате люди вынуждены находиться в условиях автономного существования. Такие ситуации называются экстремальными, поскольку существует непосредственная угроза.

В результате опасного природного явления возникает угроза человеку и природной среде. Такие ситуации называются чрезвычайными. Причиной возникновения может быть: землетрясение, оползень, обвал, сель, лавина, засуха, туман, гроза, и т.д.

Так, своевременное оповещение населения при возникновении чрезвычайной ситуации любого характера: номера телефонов вызова дежурных служб экстренного реагирования (101, 102, 103, 104, 112), местонахождение медицинских учреждений, сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки на транспорт, адреса убежищ и мест укрытий, частоту местного телевещания.

Порядок действий в различных экстремальных ситуациях зависит от конкретной обстановки. Тем не менее, нужно, придерживаться определенного плана:

необходимо оказать первую помощь нуждающимся;

попытаться устранить угрожающий фактор или покинуть опасное место;

меры по спасению запаса продуктов, воды, снаряжения;

необходимо с ориентироваться на местности с установкой места нахождения по карте;

необходимо принять решение: ждать помощь на месте или самостоятельно выходить к людям;

приняв решение, приступить к этапу борьбы за выживание - разработать план действий.

4.4. Способы подачи сигналов бедствия

При отсутствии рации, пиротехнических средств подачи сигналов (сигнальных патронов, дающих ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым, маленьких патронов-ракет, выстреливающих из устройства размером с авторучку) используются только самые простые и вместе с тем достаточно надежные способы подачи сигналов бедствия.

Костер. Дымом костра издавна пользовались как призывом о помощи.

Чтобы подать сигнал своевременно, топливо для костра заготавливается заранее. Его складывают на открытых местах: поляне, вершине холма, речной косе. Дым должен быть густым и черным. Для этого в костер, после того как он разгорелся, кладут свежую траву, зеленую листву деревьев, хвою, сырой мох. В зимнее время костер следует укрывать от снега лапником.

Постоянный сигнальный костер при стационарном лагере разводят на каком-нибудь возвышенном месте. Он состоит из трех костров, расположенных на прямой линии в 10-15 метрах друг от друга или в виде треугольника. Таким образом, будут видны сразу три столба густого темного дыма. Зажигать костер надо, лишь увидев поисковый самолет или вертолет, но не раньше.

Сигналы международного кода. Геометрические фигуры международного кода выкладываются из лапника на снегу или вытаптыванием снега, выламыванием или вырубкой кустарника, но обязательно на открытом месте. (II – нужны медикаменты, F – нужны пища и вода, K – укажите направление следования, LL – все в порядке, N – нет, Y – да, П - нужны компас и карта).

Выложенные из камней, такие знаки также будут заметны с воздуха, но значительно хуже. Знаки лучше делать не менее 6 метров в длину и около полуметра в ширину. Только в этом случае их можно будет заметить с самолета или вертолета.

Сигнальное зеркало. Одно из самых эффективных средств сигнализации! Но его надо иметь!

Заменить зеркало можно куском коры с прикрепленным к нему кусочком фольги от обертки шоколада или даже хорошо отполированной крышкой от консервной банки .

С самолета, летящего на высоте 1-1,5 километра, световой «зайчик» обнаруживают на расстоянии до 25 километров, то есть раньше, чем любой другой визуальный сигнал.

В используемых в качестве сигнального зеркала металлических блестящих предметах пробивают в центре отверстие для наведения на самолет. Сигнальный луч зеркала целесообразно посылать вдоль всего горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума поискового самолета.

Сигналы, подаваемые криком, свистом, вспышками света или выстрелами, должны иметь периодичность 6 раз в минуту с минутной паузой, затем сигнал повторяется опять, и так до получения ответа. Ответный сигнал («Вызов принят, помощь идет») подается с периодичностью 3 раза в минуту, также с минутной паузой.

Если нет возможности развести костер или использовать для подачи сигнала красную ракету или зеркало при появлении поискового вертолета, надо размахивать светлым предметом на темном фоне или темным предметом на светлом фоне.

Обычная ошибка растерянных людей, попавших в беду (на суше и на море), - при первых звуках мотора использовать одновременно все сигнальные средства, и в частности стрельбу.

Сигнал - это шанс на спасение, поэтому нельзя тратить все средства подачи сигналов за один раз.

_______________________________________________________________