Основные направления
бюджетной и налоговой политики Ленинградского района
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ленинградского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Основные направления) разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета муниципального образования Ленинградский район "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ленинградский район" с учётом приоритетов, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и в Бюджетном послании "О бюджетной политике в 2012–2014 годах" от 29 июня 2011 года.
1.Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Ленинградского района в 2010 году и первом полугодии 2011 года
Проект бюджета муниципального образования Ленинградский район на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет сформирован на три года на основе бюджетного законодательства, обеспечивающего реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.
При проведении бюджетной политики приоритетами, как и в предшествующие годы, будет: наращивание поступлений собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, первоочередное максимальное удовлетворение текущих потребностей бюджетной сферы, повышение ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Важнейшим фактором проводимой бюджетной политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджета муниципального образования Ленинградский район на основе следующих принципов: во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах доходов местного бюджета; во-вторых, необходима разумная политика сдерживания роста не первоочередных расходов местного бюджета.
По итогам 2010 года доходы бюджета муниципального образования Ленинградский район с учетом безвозмездных поступлений из краевого бюджета составили 599578,5 тыс. рублей, или 98,1% к уровню 2009 года. Главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита, органы местного самоуправления продолжали целенаправленную работу по повышению собираемости доходов. В результате, налоговых и неналоговых доходов получено 248254,4 тыс. рублей, или 119,1% к уровню 2009 года.
В 2010 году расходы консолидированного бюджета Ленинградского района исполнены в сумме 809314,0 тыс. рублей, районного бюджета – 627745,9 тыс. рублей, бюджетов сельских поселений – 197573,6 тыс. рублей.
Большое внимание уделялось финансированию отраслей социально–культурной сферы. Своевременно обеспечена выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Выполнены все публичные обязательства. Более чем в 2 раза возрос объём средств, направляемых в рамках реализации муниципальных целевых программ.
В первом полугодии 2011 года доходы бюджета муниципального образования Ленинградский район (с учётом безвозмездных поступлений) составили 333779,6 тыс. рублей, или 112,3% к аналогичному периоду 2010 года. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 133906,9 тыс. рублей, или 123,1% к аналогичному периоду 2010 года.
Реализуется комплекс мероприятий организационного, фискального характера, направленных на увеличение наполняемости доходной части консолидированного бюджета. Особое внимание сосредоточено на привлечении инвестиций, на стабилизации финансового состояния убыточных организаций, на повышении уровня заработной платы хозяйствующих субъектов, на вовлечении задолженности по налоговым платежам в бюджет, на улучшении администрирования доходов бюджета.
По итогам первого полугодия 2011 года расходы консолидированного бюджета Ленинградского района обеспечены в сумме 371458,1 тыс. рублей, объём финансирования по отношению к соответствующему периоду 2010 года составил 110,1%.
Социально–культурная сфера по–прежнему остаётся приоритетным направлением расходования средств. В полном объёме исполняются действующие расходные обязательства, продолжены меры, направленные на улучшение материального положения работников бюджетной сферы, в том числе с 1 июня заработная плата повышена на 6,5%, с 1 июля увеличен размер доплат воспитателям дошкольных учреждений до 3000 рублей в месяц.
Органами местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район обеспечивается выполнение Программы по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования Ленинградский район на период до 2012 года, аналогичные программы приняты и реализуются на уровне сельских поселений.
С 1 января 2011 года в отношении муниципальных учреждений Ленинградского района реализованы положения, связанные с изменением их статуса.
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств на предоставление муниципальных услуг в районе сформирована система муниципальных заданий.
2.Цели и задачи налоговой и бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
В предстоящем трёхлетнем периоде, как и ранее, основной целью налоговой и бюджетной политики в Ленинградском районе остаётся устойчивое социально–экономическое развитие Ленинградского района, эффективное функционирование бюджетной системы, концентрация финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления с целью последовательного формирования условий для улучшения качества жизни населения, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Исходя из общественно–политических приоритетов в области налогов и бюджета органам местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район, главным администраторам доходов, главным распорядителям бюджетных средств (главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета), муниципальным учреждениям, иным участникам бюджетного процесса необходимо направить консолидированные усилия на решение следующих основных задач:
обеспечение уровня доходов местных бюджетов, достаточных для гарантированного выполнения задач и функций государства и местного самоуправления;
обеспечение притока инвестиций, внедрение инноваций, модернизация экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач;
обеспечение взаимосвязи направлений бюджетных расходов со Стратегией социально–экономического развития Ленинградского района до 2020 года;
исполнение в приоритетном порядке социальных обязательств, расширение возможностей для развития бюджетной сферы с целью улучшения условий жизни населения, повышения доступности и качества муниципальных услуг;
сбалансированное исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Ленинградского района, обеспечение условий для эффективного выполнения полномочий органами местного самоуправления;
формирование современной системы управления общественными финансами за счёт повышения качества управления финансами, модернизации бюджетной системы, повышения отдачи от использования бюджетных ресурсов Ленинградского района.
Для достижения заявленных целей предлагаются системные действия по следующим ключевым направлениям:
снижение на 2012-2013 годы ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих УСНО, - до 20%.;
обеспечение справедливого налогообложения доходов экономических агентов, введение налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
3.Планируемые к реализации меры по обеспечению целей и задач налоговой и бюджетной политики
Для обеспечения уровня доходов, достаточного для гарантированного выполнения задач и функций муниципального образования Ленинградский район важнейшей задачей органов местного самоуправления на среднесрочную перспективу является увеличение налогового и неналогового потенциала. Выполнение этой задачи потребует реализации комплекса мер, в том числе:
повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета района;
систематического мониторинга платежей в разрезе доходных источников, повышения потенциала использования имущественных налогов;
обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью и увеличения доходов от её использования;
работы по выводу "из тени" доходов индивидуальных предпринимателей, легализации ими заработной платы;
проведения целенаправленной работы с предприятиями-недоимщиками по погашению задолженности по платежам в бюджет;
налаженного взаимодействия с налогоплательщиками, находящимися на территории района, в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по платежам в бюджет, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Основные направления налоговой политики в муниципальном образовании Ленинградский район будут строиться с учётом новаций в области налогового законодательства Российской Федерации.
Начиная с 2012 года реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента будет осуществляться по следующим направлениям.
С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения" части второй Кодекса. Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями.
Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются:
розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.
С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.
Рост экономической основы для развития налогооблагаемой базы, продолжение работы по регулированию и администрированию налоговых и неналоговых платежей, новации в области налогообложения позволяют реально ориентироваться в среднесрочном периоде на ежегодный рост доходов консолидированного бюджета не менее чем на 10–15%, а по отдельным позициям и выше.
Формирование бюджетной политики на 2012–2014 годы в области расходов опирается на основные показатели прогноза поступления доходов в бюджет муниципального образования Ленинградский район. При этом базовыми принципами бюджетной политики в Ленинградском районе при исполнении расходной части бюджета в 2012 и плановом периоде 2013 и 2014 годов являются: продолжение стабильности финансирования бюджетных обязательств; повышение эффективности использования бюджетных средств; ежегодный рост бюджетных расходов, прежде всего, социальной направленности.
Приоритетами в использовании бюджетных средств в социально–культурной сфере на предстоящий период являются:
поэтапное повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы муниципального образования ленинградский район;
поддержка дошкольного образования, в том числе за счёт ускоренного решения проблем обеспечения населения услугами детских дошкольных учреждений (капитальный ремонт, строительство, реконструкция дошкольных учреждений);
обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям; поддержка творческих коллективов, общественных и культурных инициатив граждан в области культуры; сохранение исторического и культурного наследия;
реализация комплекса мер, обеспечивающих возможность для населения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, создание условий для подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва.
Субъекты инвестиционной и инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства являются важным инструментом развития экономики края, их поддержка из бюджета должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для их развития.
С целью реализации долгосрочных целей развития бюджетной сферы Ленинградского района стоит задача сохранения в структуре расходов бюджета оптимально высокой инвестиционной составляющей, которая должна отражать долгосрочные цели развития Ленинградского района, одновременно отвечая принципу общей сбалансированности бюджета.
Расходы на инвестиционные цели в предстоящие годы планируется, в первую очередь, направить на строительство социально значимых объектов а также объектов, софинансируемых из краевого бюджета.
В среднесрочной перспективе бюджетная политика Ленинградского района, кроме роста объёмных показателей, будет ориентирована на улучшение качества управления бюджетными средствами, реформирование бюджетной сферы и бюджетного процесса. В рамках реализации этих приоритетов усилия участников бюджетного процесса предстоит направить на следующее.
1. Органы местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район в 2011–2012 годы должны в полной мере обеспечить выполнение мероприятий, намеченных к реализации в рамках Программы по повышению эффективности расходов бюджета муниципального образования Ленинградский район. Необходимо провести мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета.
2. В целях повышения эффективности расходов предстоит продолжить работу по установлению прямой взаимосвязи бюджетного финансирования с показателями выполнения учреждениями муниципальных заданий и соблюдения ими требований к качеству муниципальных услуг.
Со стороны учредителей учреждений должна применяться система мониторинга выполнения подведомственными муниципальными учреждениями Ленинградского района муниципального задания, включая контроль качества и объёмов предоставляемых услуг (выполнения работ). Бюджетные учреждения должны быть нацелены на качественное предоставление потребителям муниципальных услуг, на создание условий и стимулов для повышения своей открытости, сокращения внутренних издержек, в том числе за счёт мер, направленных на энергосбережение и энергетическую эффективность.
3. Одновременно должны решаться задачи по повышению эффективности управления муниципальным имуществом, по совершенствованию сети учреждений в соответствии с потребностями населения. Органам местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений Ленинградского района, необходимо обеспечить своевременную и эффективную реализацию мероприятий, направленных на совершенствование правового статуса муниципальных учреждений Ленинградского района.
4. Для обеспечения более тесной увязки бюджетного планирования, а также результатов расходования бюджетных средств, с целями государственной политики на соответствующих направлениях деятельности необходимо в максимальной степени реализовать программно–целевой принцип планирования и исполнения бюджета, обеспечив подготовку перехода к "программному бюджету", начиная с 2013 года.
Расходы бюджета на 2012–2013 годы должны обеспечиваться в форме программ в объёме не менее 40% от предельных объёмов финансирования главных распорядителей средств бюджета. С 1 января 2014 года необходимо перейти на формирование расходной части бюджета муниципального образования Ленинградский район с доведением доли расходов районного бюджета, формируемых с использованием программно–целевых методов, до 50–70%.
5. Необходимо внедрять передовые технологии в практику управления бюджетным процессом. Одна из основных целей – создание единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами. Должны быть решены задачи:
по построению автоматизированной системы управления муниципальными финансами – "Электронному бюджету Ленинградского района";
по предоставлению муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район, муниципальными учреждениями Ленинградского района в электронном виде; по обеспечению прозрачности, открытости и подотчётности деятельности органов местного самоуправления;
по унификации процессов управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы Ленинградского района; по формированию единой системы межведомственного электронного взаимодействия и единого пространства в сфере управления общественными финансами;
по созданию инструментов для взаимоувязки финансовых показателей публично–правовых образований и результатов их деятельности с целью повышения качества стратегического и бюджетного планирования.
6. Требуется обеспечить взаимосвязь процесса составления, исполнения бюджетов с инструментами закупок для нужд бюджетных организаций. При возможности заключения муниципальных контрактов, выходящих за пределы финансового года, ответственность субъектов бюджетного планирования за несоблюдение сроков подготовки и исполнения контрактов должна быть повышена. Безусловность соблюдения формализованных правил о закупках не должна являться фактором, удлиняющим сроки финансирования и основанием для снижения ответственности муниципального заказчика за конечные результаты закупок.
Оптимизация и эффективное расходование средств на управление останется в предстоящий период важной составляющей финансово–экономического регулирования деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Ленинградский район. Необходимо продолжить работу, связанную с сокращением штатной численности муниципальных служащих Ленинградского района.
7. Необходимо продолжить проведение взвешенной политики в области управления муниципальным долгом, которая должна быть направлена на решение стратегических задач района, на использование механизма заимствований в целях обеспечения сбалансированного исполнения районного бюджета, на снижение объёма муниципального долга Ленинградского района, на замещение части существующего долга обязательствами с более поздними сроками исполнения, на оптимизацию расходов по обслуживанию долга.
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать устойчивому социально–экономическому развитию Ленинградского района, обеспечению ключевых бюджетных приоритетов, поддержанию стабильности бюджета муниципального образования Ленинградский район и бюджетов сельских поселений, повышению эффективности бюджетной системы на местном уровне.
Глава муниципального образования
Ленинградский район Г.Г. Журба
Начальник финансового управления
администрации муниципального
образования Ленинградский район Э.В. Андрющенко